Метаморфозы монинского Як-17

 

  Взяв в руки коробку от “А-model” и взглянув на предлагаемые варианты окраски, решил однозначно делать единственный сохранившийся до сих пор в России Як-17, выставленный в Монино. Тем более, что лично имел возможность пощупать эту машину, не говоря уже о том, чтобы ее детально осмотреть и сфотографировать. Но, сравнив фотографии с декалью, имел неосторожность помянуть крайне грубыми словами производителей модели, так как не соответствовали прототипу ни цвет молнии, ни конфигурация и размер бортового номера. Как показало последовавшее изучение фотографий этого самолета разного периода его жизни в Монинском музее, ругался я в общем и целом зря.

  Для начала рассмотрим, что представляла из себя машина до поступления в музей. Это был первый опытный самолет, переделанный из серийного Як-15 и имевший обозначение Як-15У. Основные отличия – введена передняя стойка шасси, увеличено вертикальное оперение, установлены ПТБ. В соответствии с широко известной фотографией этого самолета, он был окрашен полностью в зеленый цвет, имел бортовой номер «45». Наиболее распространенная расшифровка этого фото – желтые цифры с красным кантом, хотя, сравнивая с оттенком звезд, более вероятным представляется сочетание красных цифр с черным кантом, косвенно это подтверждается фотографиями опытных Як-17УТИ: «22» с полностью аналогичной окраской и серого борта «41». Знаки государственной принадлежности стандартные – красные звезды с белым кантом и красной окантовкой в шести позициях – низ крыла, киль, задняя часть фюзеляжа, при чем звезды на киле меньшего размера.

  В Монинском музее ВВС окраска самолета имела, как минимум, 4 стадии:

1.                  Возможностью лицезреть сейчас эту машину мы обязаны фильму «Им покоряется небо» (куда Як-17, к сожалению, так и не попал), в связи с которым аппарат в свое время и был восстановлен. Для съемок на переднюю часть фюзеляжа были нанесены желтая с черным кантом молния и черный с белым кантом номер «02». При чем цифры были иной, нежели сейчас, конфигурации, более вытянутые по высоте. Звезды на киле увеличены. Об этой окраске свидетельствует фотография Як-17 в ангаре. При чем машина была именно зеленой, а не серой, так как цвет окраски по тону темнее, чем цвет звезд, которые однозначно были красными. Эта окраска является, скорее всего, самой ранней, так как машина еще имеет штатный наборный щиток передней стойки шасси (на фото ясно видно, что верхняя его часть отсутствует), который в дальнейшем был заменен цельным муляжным щитком. Пушки на этом варианте отсутствуют, по крайней мере, их стволы на фотографии не наблюдаются. ПТБ сняты.

2.                  В дальнейшем, самолет был выставлен из ангара и получил серую окраску всех поверхностей, черный цвет в номере был заменен красным, а молния утратила черный кант. Были установлены стволы пушек, в последствии вновь демонтированные. На фотографии, опубликованной в журнале «Крылья Родины» №12 1999 г. (стр.3), окраска самолета светлее звезд, а цвет номера одного тона с ними. Вероятно, именно по ней “A-model” и делал свой вариант окраски, однако одну неточность они все-таки умудрились допустить: пара звезд на декали меньше остальных, что прототипу не соответствует.

3.                  Следующая стадия – Як-17 перенесен на его нынешнее место стоянки, красный цвет в номере заменен голубым, а желтый в молнии - белым. Цифры номера приобрели близкую к нынешней конфигурацию – стали шире. Кроме того, самолет получил темно-зеленый руль поворота (видимо, результат реставрации).

4.                  В нынешнем его состоянии Як-17 имеет двухцветную окраску – нижняя часть крыльев и стабилизатора, а также низ задней части фюзеляжа голубые, остальные поверхности – зеленые. Цифры и молния стали красными с белым кантом, при чем молния имеет его только сверху. Звезды не имеют красной окантовки. Следует обратить также внимание на то, что на правой стороне киля звезда явно подправлена в ручную, по этому имеет неровные края и белый кант у нее отсутствует. Изменен угол установки антеннштока, положение которого стало ближе к горизонтальному.

  И, наконец, еще два существенных замечания. В двух первых вариантах схема окраски интерпретирована по черно-белым фотографиям и допускает коррективы. В двух последних вариантах окраска самолета в плохом состоянии, имеются множественные сколы краски, особенно на передней части фюзеляжа, а краска на руле поворота сейчас по большей части стерта до белизны.

  В будущем, вероятно, эта машина еще не раз поменяет свой внешний вид, однако будем надеяться, что когда-нибудь она вернется к своей изначальной окраске, в которой она эксплуатировалась до поступления в музей.

 

  Предыдущие материалы были подготовлены в апреле 2004 г. С того момента прошло немного времени, где-то там, сверху, видимо, вняли мольбам автора, и в августе самолет был перекрашен. Однако, в сложном механизме небесной канцелярии, вероятно, произошел очередной сбой, и самолет приобрел новую, пятую, отличную от всех остальных, окраску. Итак…

5.                  Глобальное обезображивание уникальных экспонатов Монинского музея отразилось на внешнем виде Як-17 самым печальным образом: подновлены основные цвета самолета, зеленый, а особенно голубой стали более насыщенными, но главное из палитры его окраски совсем удален белый цвет, то есть цифры, молния и звезды!!! утратили кант вообще. Таким образом, конфигурация опознавательных знаков стала соответствовать концу 30-х – началу 40-х годов. Это на самолете, совершившем свой первый полет в 1948 году! С таким же успехом можно было на него нанести российский «бесик»…

Что день грядущий нам готовит?

 

Материалы подготовлены при информационной поддержке Jury.

Сайт создан в системе uCoz